- 25 сентября, 2020
Проваливается педаль тормоза: почему это происходит и насколько это опасно?
В этой статье я, Евгений Тарасов, разберу по полочкам все сценарии — от банального завоздушивания до скрытых дефектов главного тормозного цилиндра, — чтобы вы понимали, что происходит с вашим автомобилем.
1. Педаль проваливается, но уровень жидкости на месте
Самый коварный случай. Если под машиной сухо, а в бачке «максимум», водители часто расслабляются. Зря.
Причина 1: Износ внутренних манжет ГТЦ Главный тормозной цилиндр (ГТЦ) — это «сердце» системы. Внутри него ходят поршни с резиновыми уплотнителями (манжетами). Со временем они дубеют или рвутся. При нажатии на педаль жидкость не давит на колодки, а просто перетекает внутри цилиндра из одной камеры в другую.
Симптом: Педаль медленно уходит в пол, если держать её нажатой на светофоре.
Причина 2: Воздух в системе Воздух, в отличие от тормозной жидкости, сжимается. Если в магистрали есть хотя бы пузырек, часть хода педали уйдет просто на то, чтобы сжать этот «мячик».
Симптом: Тормоза срабатывают «со второго качка».
2. После замены колодок проваливается педаль: в чем подвох?
Вы только что выехали из сервиса, поставили новые колодки, а тормоза стали хуже? Не спешите ругать мастеров.
- Притирка (обкатка): Новая колодка идеально ровная, а ваш старый тормозной диск имеет микрорельеф («волны»).
Пока они не притрутся друг к другу (обычно 200-300 км), площадь контакта мала. Отсюда ощущение «ватности» и длинный ход педали. - Не выбрали зазор: После установки новых колодок поршни суппортов разведены. Важно: перед тем как тронуться, нужно 5-7 раз нажать на педаль тормоза на месте, чтобы поршни подошли к колодкам.
- Нужно ли прокачивать тормоза при замене колодок? Если контур не размыкался (не меняли шланги или суппорты), то нет.
Но если педаль мягкая спустя 500 км пробега — в систему мог попасть воздух через старые пыльники.
Лайфхак от мастера: после установки новых колодок в Минске, где много светофоров, старайтесь первые 50 км избегать резких торможений в пол. Это предотвратит "остекление" фрикционного слоя, из-за которого педаль может остаться ватной навсегда
3. Специфические симптомы: ГТЦ, ВУТ и АБС
Проваливается педаль тормоза на заведенной машине
Если на заглушенном авто педаль «дубовая», а после запуска двигателя медленно уходит вниз — это работа Вакуумного Усилителя (ВУТ). Но если она уходит до самого пола — ищите проблему в гидроблоке ABS или ГТЦ. При работающем двигателе давление в системе выше, и малейшая негерметичность манжет проявляется ярче.
Провал при первом нажатии
Если тормоза возвращаются после повторного быстрого нажатия — это классический признак воздуха. Либо критического износа подшипника ступицы (диск люфтит и «раздвигает» колодки слишком далеко друг от друга).
Иногда педаль проваливается из-за "закисания" клапанов в блоке ABS. Это случается, если тормозную жидкость не меняли более 3 лет. Грязь и продукты износа попадают в клапан, и он не закрывается до конца.
4. Что делать, если тормоза стали «ватными»?
- Проверьте тормозную жидкость. Она гигроскопична (впитывает влагу). Если жидкости больше 2 лет, влага в ней закипает при торможении, образуя пар. Пар = воздух = провал педали.
- Осмотрите суппорты. Если направляющие закисли, колодка прижимается под углом. Система тратит усилие на деформацию колодки, а не на зажим диска.
- Замена суппорта. Если после замены суппорта педаль начала проваливаться — либо его плохо прокачали, либо (редко) попался заводской брак с внутренним дефектом литья.
5. Как прокачать тормоза после ремонта
В Минске на нашем СТО «Мегасервис» мы используем вакуумную установку, но если вы делаете это сами, помните золотое правило: от дальнего к ближнему.
- Начинаем с заднего правого колеса.
- Затем — заднее левое.
- Переднее правое.
- Переднее левое.
Часто задаваемые вопросы
Категорически нет! Это значит, что один из контуров системы уже отказал. В любой момент может отказать второй.
Вердикт эксперта
Тормозная система не прощает экономии и невнимательности. Если вы чувствуете, что ход педали изменился — не ждите «пока притрется».
Приезжайте к нам в Мегасервис (Минск, ул. Короля, 88). Мы проведем инструментальную диагностику, проверим влажность жидкости и состояние ГТЦ на стенде. Ваша безопасность стоит дороже любого ремонта.
Автор статьи
Евгений Тарасов
Директор СТО «Мегасервис».
Опыт в ремонте автомобилей: более 20 лет.
Безопасность тормозов - не место для экспериментов
Если после прочтения статьи вы понимаете, что педаль всё ещё «ватная» или уходит в пол - эксплуатация авто опасна. В Минске на СТО «Мегасервис» мы проведем инструментальную диагностику ГТЦ, проверку тормозной жидкости на влажность и профессиональную прокачку системы.