Адрес:ул. Короля, 88100м от ТЦ "Корона"
Режим работы:09:00 - 21:00Без выходных

Проваливается педаль тормоза: почему это происходит и насколько это опасно?

Содержание статьи
Представьте ситуацию: вы нажимаете на тормоз, а педаль вместо привычного сопротивления мягко уходит «в пол». Машина замедляется неохотно, а внутри нарастает паника. Как технический эксперт с 20-летним стажем, скажу сразу: эксплуатация авто с таким симптомом запрещена.

В этой статье я, Евгений Тарасов, разберу по полочкам все сценарии — от банального завоздушивания до скрытых дефектов главного тормозного цилиндра, — чтобы вы понимали, что происходит с вашим автомобилем.

педаль тормоза

1. Педаль проваливается, но уровень жидкости на месте

Самый коварный случай. Если под машиной сухо, а в бачке «максимум», водители часто расслабляются. Зря.

Причина 1: Износ внутренних манжет ГТЦ Главный тормозной цилиндр (ГТЦ) — это «сердце» системы. Внутри него ходят поршни с резиновыми уплотнителями (манжетами). Со временем они дубеют или рвутся. При нажатии на педаль жидкость не давит на колодки, а просто перетекает внутри цилиндра из одной камеры в другую.

Симптом: Педаль медленно уходит в пол, если держать её нажатой на светофоре.

Причина 2: Воздух в системе Воздух, в отличие от тормозной жидкости, сжимается. Если в магистрали есть хотя бы пузырек, часть хода педали уйдет просто на то, чтобы сжать этот «мячик».

Симптом: Тормоза срабатывают «со второго качка».

2. После замены колодок проваливается педаль: в чем подвох?

Вы только что выехали из сервиса, поставили новые колодки, а тормоза стали хуже? Не спешите ругать мастеров.

  • Притирка (обкатка): Новая колодка идеально ровная, а ваш старый тормозной диск имеет микрорельеф («волны»).
    Пока они не притрутся друг к другу (обычно 200-300 км), площадь контакта мала. Отсюда ощущение «ватности» и длинный ход педали.
  • Не выбрали зазор: После установки новых колодок поршни суппортов разведены. Важно: перед тем как тронуться, нужно 5-7 раз нажать на педаль тормоза на месте, чтобы поршни подошли к колодкам.
  • Нужно ли прокачивать тормоза при замене колодок? Если контур не размыкался (не меняли шланги или суппорты), то нет.
    Но если педаль мягкая спустя 500 км пробега — в систему мог попасть воздух через старые пыльники.

Лайфхак от мастера: после установки новых колодок в Минске, где много светофоров, старайтесь первые 50 км избегать резких торможений в пол. Это предотвратит "остекление" фрикционного слоя, из-за которого педаль может остаться ватной навсегда

3. Специфические симптомы: ГТЦ, ВУТ и АБС

Проваливается педаль тормоза на заведенной машине

Если на заглушенном авто педаль «дубовая», а после запуска двигателя медленно уходит вниз — это работа Вакуумного Усилителя (ВУТ). Но если она уходит до самого пола — ищите проблему в гидроблоке ABS или ГТЦ. При работающем двигателе давление в системе выше, и малейшая негерметичность манжет проявляется ярче.

Провал при первом нажатии

Если тормоза возвращаются после повторного быстрого нажатия — это классический признак воздуха. Либо критического износа подшипника ступицы (диск люфтит и «раздвигает» колодки слишком далеко друг от друга).

Иногда педаль проваливается из-за "закисания" клапанов в блоке ABS. Это случается, если тормозную жидкость не меняли более 3 лет. Грязь и продукты износа попадают в клапан, и он не закрывается до конца.

4. Что делать, если тормоза стали «ватными»?

  • Проверьте тормозную жидкость. Она гигроскопична (впитывает влагу). Если жидкости больше 2 лет, влага в ней закипает при торможении, образуя пар. Пар = воздух = провал педали.
  • Осмотрите суппорты. Если направляющие закисли, колодка прижимается под углом. Система тратит усилие на деформацию колодки, а не на зажим диска.
  • Замена суппорта. Если после замены суппорта педаль начала проваливаться — либо его плохо прокачали, либо (редко) попался заводской брак с внутренним дефектом литья.

5. Как прокачать тормоза после ремонта

В Минске на нашем СТО «Мегасервис» мы используем вакуумную установку, но если вы делаете это сами, помните золотое правило: от дальнего к ближнему.

  • Начинаем с заднего правого колеса.
  • Затем — заднее левое.
  • Переднее правое.
  • Переднее левое.

Часто задаваемые вопросы

Категорически нет! Это значит, что один из контуров системы уже отказал. В любой момент может отказать второй.

Скорее всего, при вдавливании поршня (особенно если есть электромеханический ручник) была нарушена процедура калибровки или повреждена манжета.

Вердикт эксперта

Тормозная система не прощает экономии и невнимательности. Если вы чувствуете, что ход педали изменился — не ждите «пока притрется».

Приезжайте к нам в Мегасервис (Минск, ул. Короля, 88). Мы проведем инструментальную диагностику, проверим влажность жидкости и состояние ГТЦ на стенде. Ваша безопасность стоит дороже любого ремонта.

Евгений Тарасов

Автор статьи

Евгений Тарасов

Директор СТО «Мегасервис».
Опыт в ремонте автомобилей: более 20 лет.

Подробнее об авторе →

Безопасность тормозов - не место для экспериментов

Если после прочтения статьи вы понимаете, что педаль всё ещё «ватная» или уходит в пол - эксплуатация авто опасна. В Минске на СТО «Мегасервис» мы проведем инструментальную диагностику ГТЦ, проверку тормозной жидкости на влажность и профессиональную прокачку системы.

Гарантия на работы 1 год
Запчасти в наличии
Вакуумная замена жидкости
Мастера с опытом 15+ лет